Что такое осень: 16 меланхоличных игр с пасмурной атмосферой
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Подростковые драмы, дождливые триллеры и туманные квесты.
Осень – идеальное время года, чтобы в упадническом настроении погрузиться в меланхолию и рефлексию. С каждым хмурым днем эта пора все сильнее способна погрузить в тоску. Возможно, дело в сером небе и промокших тротуарах, а может в возвращении к повседневной рутине после летних дней.
Но даже в этой хандре можно найти особое очарование. Чтобы лучше погрузиться в это настроение, я собрал список из 16 игр, которые идеально передают меланхоличную, пасмурную атмосферу – самое то для осенних будней: от вариативного детектива про похитителя детей до подростковых драм.
В этой статье я расскажу о каждой из них и о том, почему они способны наилучшим образом дополнить это тонкое осеннее чувство: про 8 рассказываю подробно, про еще 8 – тезисно.
Heavy Rain
Дата выхода: 2010
Зачем играть: поиски маньяка в формате интерактивного кино
Кинематографическая интерактивная драма от Quantic Dream – одна из первых подобного рода, – затягивает в глубокий и напряженный сюжет, рассказывающий о поисках серийного убийцы по прозвищу Мастер Оригами.
История фокусируется на четырех разных персонажах: отце, детективе, журналистке и агенте ФБР; их пути переплетаются в попытке спасти жизнь мальчика, похищенного преступником. Решения, которые игрок принимает в ходе расследования, кардинально меняют развитие сюжета, что позволяет получить множество развилок. Глубокие диалоги и эмоциональные выборы делают Heavy Rain сильной психологической историей, которая крепко держит до самого конца. Финальный твист и вовсе цементировал себя, как один из самых мощных «вот это поворотов» в игровой индустрии.
Давящая осенняя атмосфера играет ключевую роль в настроении происходящего. Серое небо, постоянные ливни и холодные улицы города создают ощущение безысходности и надвигающейся угрозы; это идеально сочетается с заглавной темой – борьбой за жизнь на фоне бесконечных дождей, которые смывают не только надежды героев, но и шансы на спасение мальчика.
Фанатам майнд-геймов, финчеровских стрессов и интерактивного кино – строго советуется; от авторов Detroit: Become Human. В 2019-м переиздалась на ПК с кипой прочих проектов Quantic Dream.
The Vanishing of Ethan Carter
Дата выхода: 2014
Зачем играть: вкрадчивый симулятор ходьбы с интригующей завязкой
Мистическая игра про частного детектива Пола Просперо, обладающего паранормальными способностями – тот приезжает в долину Ред Крик на отшибе, чтобы расследовать исчезновение мальчишки Итана Картера, но сталкивается с тревожными тайнами в семье и окружении ребенка.
Медленно падающие с кроны деревьев золотые листья, залитые густым туманом леса и обветшалые дома – набор образов, создающих чувство заброшенности и тоски, без которых почти что невозможно визуализировать историю о загадочной пропаже ребенка в странной глубинке. Вспомните, к примеру, «Пленниц» Дени Вильнева. Это внешнее спокойствие контрастирует с напряженностью истории и фантомными, порой пугающими видениями, что преследуют сыщика – ведь тот владеет неким даром, что неспроста привел его к этому делу.
Проект акцентирует внимание на исследовании и погружении в атмосферу: игроки исследуют мир, чтобы собрать улики и восстановить ход событий. Здесь нет экшена или спешки – лишь медитативное погружение в увядающий городок, природа близ которого и сказания переплетаются, как ветви ивы, а осенний пейзаж становится отражением духовных поисков и горьких бед героев.
Достойный симулятор ходьбы с фантасмагоричной кульминацией в духе Линча.
Brothers: A Tale of Two Sons
Дата выхода: 2013
Зачем играть: трогательная история про инициацию двух братьев
Эмоциональная эпопея о двух братьях, отправившихся в опасное путешествие по фэнтезийным землям на поиски лекарства для своего умирающего отца – и дорога тех знаменует взросление.
Игра выделяется уникальной механикой управления сразу двумя персонажами: старший брат отвечает за силу и решительность, младший – за ловкость и чуткость. Их сотрудничество – ключевой элемент игрового процесса, требующий координации и вовлечения для совместного решения головоломок от игрока или же игроков, поскольку тут предусматривается кооперативное прохождение. Если вам A Tale of Two Sons что-то напоминает, то да – это дебют автора It Takes Two.
Визуальный стиль сочетает в себе сказочные пасторали и мрачные моменты – чуть ли не библейские, – где природа и архитектура создают ощущение путешествия по миру, одновременно прекрасному и опасному. Локации варьируются от мирных деревень до суровых горных вершин и древних руин, каждая из которых наполнена как атмосферой волшебства, так и растущим риском.
Центральная тема Brothers: A Tale of Two Sons – это не только борьба за спасение близкого, но и взросление, принятие ответственности и горькая утрата; эдакий обряд инициации: из двух мальчиков – в мужчин. А что, как не ухабистая дорога, способно внутренне трансформировать героев?
В 2024-м игра получила обновленное издание.
Limbo
Дата выхода: 2010
Зачем играть: культовый платформер о застрявшем в мире теней мальчике
Некогда наделавший много шума монохромный инди-платформер, где игрок управляет путешествующим через гротескный бертоновский мир мальчиком в поисках своей сестры. Игра выделяется минималистичным визуальным стилем, гнетущей атмосферой и не очевидными концептуальными решениями, где каждый шаг на пути может привести к смертельной ловушке – будь то на вид не крутой овраг или же притаившийся за горизонтом монструозного размера паук.
Локации в Limbo полны скрытых угроз и символизма, создающих чувство тревоги и безысходности. Игра безмолвно рассказывает историю через окружающую среду, погружая игрока в одиночество, а каждый элемент нарративного дизайна работает на создание напряженного и тягостного ощущения. Смерть в Limbo – что иронично, учитывая значение названия – это не просто часть процесса, а почти неизбежное испытание на пути; бесчисленные рестарты на пути мальчишки вам обязательны.
Limbo вызывает ощущение странствия по чуждому и враждебному пространству, где ребенок со светочем в глазах вынужден сталкиваться с опасностями, которые символизируют нечто большее – страхи, утраты и борьбу за выживание.
Мрачный, загадочный стиль и открытая для интерпретаций концовка делают игру глубоким эмоциональным переживанием – методом «проб и смертей», как говорили сами разработчики; идейным и духовным наследником Limbo является следующая игра от Playdead – Inside 2016-го.
Night in the Woods
Дата выхода: 2017
Зачем играть: экзистенциальная драма, маскирующаяся под фантик со зверятами – не без мистики
Игра, которая с самого начала хитро имитирует безобидную плоскую казуальщину с милыми зверятами, но на деле оказывается суровой экзистенциальной драмой – ни то «Леди Берд» встречает агента Купера, ни то чистокровный Сэлинджер просочился в тысячу строчек диалогов.
Атмосферное приключение с акцентом на сценарий, рассказывающее о Мэй Боровски – антропоморфной кошке, бросившей колледж и с поражением вернувшейся в свой родной город Посум-Спрингс, в котором друзья детства «взрослели, пока та училась». Night in the Woods сочетает в себе элементы платформера и исследовательской адвенчуры, отсылая игрока на золотой рубеж квестов – начало нулевых. Но, погружаясь в мир маленького городка, мы вскрываем за повседневной рутиной его жителей мистические тайны уровня «Очень странных дел» и личные кризисы. Что важнее – свой собственный, который сдружил бы Мэй на парной психотерапии с грозой диско Гарри Дюбуа, будь эта встреча возможной. Ведь ориентир на эмоциональный текст и шизоидность происходящего действительно роднит творение Алека Холовки с Disco Elysium.
Главная сила Night in the Woods – ее персонажи и диалоги. Мэй встречает своих старых друзей и знакомых, сталкиваясь с тем, как они изменились за годы ее отсутствия. Темы взросления, внутренней борьбы, депрессии и поиска себя пронизывают весь сюжет. Город, который на первый взгляд кажется уютным и простым за аппликатурной рисовской и анимацией, постепенно открывает перед игроком темные стороны: экономический упадок, социальные проблемы и старые секреты – то придает игре глубину и неожиданную мрачность. Стоит героине стать свидетелем похищения таинственной призрачной фигурой одного из жителей на Хэллоуин – и та погружается в спираль.
Хотя игра полна милых и забавных моментов, ее тон меняется по мере того, как Мэй начинает овладевать хандра и желание разобраться в тайнах близлежащего леса, словно Скуби-Ду. Пусть вас не смущают милые котики, ведь судьба Посум-Спрингс будет фееричной, а сама история населяющих его жителей поможет вам задать себе нужные вопросы и расставить внутри многое по местам.
К сожалению, в 2019 году Алек Холовка покончил с собой, оставив после себя сокрытый алмаз, который возможно разбирать на вложенные в него смыслы бесконечно долго – Night in the Woods.
Draugen
Дата выхода: 2019
Зачем играть: квест на вечер от автора Dreamfall – готическая повесть с заходом на фьорд-нуар
Квест от первого лица, погружающий игрока в мрачную тайну одной норвежской деревушки 1920-х; «фьорд-нуар» – заявлялось в промо. Игрок берет на себя роль Эдварда Хардина, американского путешественника, который вместе с молодой спутницей Алисой – такой же загадочной – прибывает в обвитое скалистыми берегами рыбацкое село Граавик для поиска своей пропавшей сестры. Однако расследование заводит тех в нечто более таинственное, чем можно было ожидать – в Граавике никого нет, в местных шахтах проклятие, а Эдварду вдруг начинает мерещиться всякое.
Главная особенность Draugen – это атмосфера и повествование. Живописные пейзажи норвежских фьордов и густых лесов контрастируют с нарастающим чувством изоляции и тревоги. По мере того, как Эдвард с Алисой исследуют пустынный городишко, они сталкиваются с намеками на темные секреты, сокрытые в прошлом Граавика. Диалоги между героями играют ключевую роль в раскрытии характеров и сюжета, добавляя игре прослойку психологической драмы, пока общая канва к финалу не обрастает плотным готическим флером – и то отличная комбинация для трехчасовой игры, в которой воображение со временем вытесняет реальность происходящего.
От создателя The Longest Journey и Dreamfall Chapters – Рагнар Тернквист знает толк в добротных историях, оттого замешал в Draugen и Эдгара Аллана По, и «Остров проклятых», и скандинавский миф.
A Plague Tale: Innocence
Дата выхода: 2019
Зачем играть: стелс-адвенчура про крепкие семейные узы на фоне крысиной чумы
Мрачная адвенчура, действие которой разворачивается в охваченной чумой и инквизицией Франции XIV века. Главные герои – дети Амиция и ее младший брат Гуго де Рун, вынужденные скитаться после гибели родителей по клочкам средневекового запада Европы. Удивитесь, раньше Asobo Studio занимались производством не asobo интересных гонок: Fuel и обе The Crew под крылом Ubisoft.
Детей преследуют ради таящей в себе сверхъестественные силы крови Гуго, а на пути тех подстерегают ордища крыс, разносящих Черную смерть – и лишь братско-сестринское доверие доведет сироток до безопасного места наперекор чумным ландшафтам и гнусным палачам.
Геймплей строится на стелсе и решении головоломок: девушка использует пращу для борьбы с врагами и взаимодействия с окружением, избегая прямых столкновений с солдатами инквизиции или прочими угрозами – все, чтобы отвлечь или же привлечь полчища прокаженных грызунов для прокладывания маршрута вперед. Взаимодействие с Гуго, который обладает уникальными способностями, играет ключевую роль в продвижении сюжета – благодаря его дурной крови.
Игра впечатляет своим упадническим духом: окрапленные ливнями средневековые виды запустения и смерти на каждом шагу, постоянное чувство опасности и страха. Темы выживания и утраты невинности проходят лейтмотивом, заставляя прожить эмоционально насыщенный и сопереживающий героям опыт. Амиции приходится стараться сохранить свою человечность, когда жестокость вокруг становится нормой – и огородить от нее брата. Но за всей мрачностью стоит сильная линия об узах, несмотря на окружающий мир, полный комьев грязи и витающего морока.
Номинант The Game Award и BAFTA; в 2022-м вышло прямое продолжение – A Plague Tale: Requiem.
Life is Strange
Дата выхода: 2015
Зачем играть: сентиментальный «Эффект бабочки» про подростков для подростков
Ученица частной школы Макс Колфилд внезапно обнаруживает у себя способность перематывать время вспять, когда пыталась спасти подругу детства от хулигана с пистолетом в туалетной комнате академии – так начинается замес в прибрежном городке и попытки обуздать законы мироздания.
Life is Strange – это эпизодическая игра с акцентом на повествование и вариативность; призванная романтично «совершить революцию в сюжетных играх с выбором и последствиями», по словам французских разработчиков из Dontnod (Remember Me, Vampyr, Banishers: Ghosts of New Eden).
Ключевой механикой игры стала способность Макс изменять прошлые решения, что позволяет игрокам переживать одни и те же моменты по-разному, экспериментируя с исходами – и то роднит Life is Strange с пиковым периодом Telltale первой половины 2010-х, ведь по форме их игры действительно схожи. Она показывает, что каждый выбор имеет свои последствия, и никакие перемотки времени не помогут избежать тяжелых моральных дилемм – особенно перед грозящим разрушением целого города, в котором вероятно замешана Макс со своей тайной силой.
Life is Strange раскрывает темы дружбы, эмоциональных потрясений и поиска себя, но во многом представляет из себя конъюнктурный слепок поколения Tumblr; это не плохо, мы все отчасти хотим стать американским тинейджером в эпицентре поп-культуры. До поры спокойный, но таящий пару скелетов в шкафу городок Аркадия-Бэй, осенние тона и личная драма членов заглавного женского дуэта создают сентиментальную слезовыжималку о подростках на пороге глобальной дилеммы и взросления, чей дар – проклятие, ведь «время, оно как нить: один узел, и все развяжется».
Перед прохождением сиквела – Life Is Strange: Double Exposure – неплохо и ознакомиться с оригиналом.
Во что поиграть еще:
- Stray – одинокий и бродячий котик на безжизненной киберпанковской планете ищет свой дом.
- The Walking Dead – заглавный четырехсезонный тайтл от Telltale Games про взросление и выживание девочки Клементины в зомби-апокалипсисе: охватом от ее 8 до 17 лет.
- Pathologic 2 – российский квест, в котором игрок должен выжить в зараженном чумой мистическом городе, сталкиваясь в ожидании конца с тяжелыми выборами и уникальными персонажами; ремейк «Мор (Утопия)».
- This War of Mine – симулятор выживания про страдания мирных жителей в условиях войны, где каждое решение может иметь серьезные последствия.
- The Invincible – сай-фай в духе Firewatch по литературе Станислава Лема про моральные дилеммы и исследование чуждой планеты.
- What Remains of Edith Finch – поэтичная история про проклятую семью Финч, каждый член которой умирал странной и спонтанной смертью, пока в живых из них не осталась лишь одна девушка Эдит, вернувшаяся в фамильный особняк.
- Silent Hill 2 – чем не повод вкатиться в недавно освеженную классику? Джеймс Сандерленд получает письмо от почившей жены и приезжает на ее поиски в странный город Сайлент Хилл.
- Disco Elysium – уникальный текстоцентричный опыт про хаотичное детективное расследование в мире абсурдистского нуара через призму внутреннего кризиса главного героя, где каждый диалог или мысль могут стать как ключом к разгадке, так и дорогой в собственное безумие.